Николай Севастьянов: «В России сложились условия для полноценной коммерциализации космической деятельности» | ||
Космос все больше и больше становится не только расходной, но и доходной статьей бюджета. Каждый рубль, вложенный в космические проекты, возвращается сегодня на Землю несколькими рублями. Происходит это в том числе благодаря космическим коммерческим компаниям, одной из которых является российский спутниковый оператор «Газпром космические системы». 2 ноября эта компания отметит свой четверть вековой юбилей. О перспективах дальнейшей коммерциализации космической деятельности, а также о том, чего удалось добиться за 25 лет присутствия на космическом рынке, по каким направлением будет развиваться спутниковая система «Ямал», сотрудничество с «Роскосмосом» в сфере мониторинга обстановки в Арктике, планах запуска собственного производства космических аппаратов рассказал «Интерфаксу-АВН» основатель и генеральный конструктор компании «Газпром космические системы» Николай СЕВАСТЬЯНОВ. - Николай Николаевич, сколько спутников входит сегодня в состав орбитальной группировки «Газпром космические системы»? - В настоящее время у нас четыре космических аппарата. Три новых: «Ямал-300К», «Ямал-401» и «Ямал-402». Четвертый аппарат - «Ямал-202», уже 14 лет работает на орбите. Он будет эксплуатироваться до середины 2019 года, пока у него остается топливо, затем его сменит новый спутник «Ямал-601». Сегодня наша группировка охватывает услугами связи и телекоммуникации все Восточное полушарие и даже часть Западного. Свой первый спутник «Ямал-100» мы разработали и запустили еще в 1999 году. Именно он положил начало нашей орбитальной группировке. - Какое место вы занимаете на международном рынке? - В мире более 40 спутниковых операторов. Мы находимся посредине - на 22 - 24 месте и надеемся, что программа развития позволит нам в будущем войти в первую десятку. - Кто является потребителями ваших услуг? - Российские потребители используют 65% наших услуг, зарубежные – 35%. Зарубежные - это в основном сервис-провайдеры, международные телепорты, которые обеспечивают магистральные каналы связи, или местные VSAT-сети. В России номенклатура пользователей шире. 5% ресурса группировки мы используем в интересах предприятий группы «Газпром». Остальные 95% спутникового ресурса реализуем на рынке. Очень большой объем приходится на телевизионные компании. Но пока доля наших услуг на российском рынке меньше, чем у государственного предприятия «Космическая связь». Мы занимаем порядка 30% от объема спутникового ресурса, предлагаемого на отечественном рынке. - Вы - коммерческий российский оператор спутниковой связи. Трудно ли конкурировать на российском рынке с другими операторами, в частности, с ФГУП «Космическая связь»? - Конечно. Это российский государственный оператор, которому в этом году исполнилось 50 лет. Мы в два раза моложе - нам исполнится 25 лет. Как государственный оператор ФГУП «Космическая связь» получает серьезную государственную поддержку, несмотря на то, что мы работаем на одном рынке. Но мы не всегда конкурируем, в трудных ситуациях помогаем коллегам. Например, во время Олимпиады в Сочи для ФГУП «Космическая связь» не успели изготовить новые спутники, через которые должна была вестись трансляция игр. Мы подставили плечо и предоставили коллегам мощности наших спутников. - Сообщалось, что в настоящее время в производстве находится ваш новый космический аппарат «Ямал-601». Какие задачи он будет решать? - «Ямал-601» должен прийти на замену спутника «Ямал-202». Но на нем также будет установлена многолучевая полезная нагрузка в Ка-диапазоне, что позволит предоставлять высокоскоростной доступ в Интернет массовому потребителю с использованием дешевых наземных терминалов. Этот спутник более чем в два раза увеличит возможности передачи информации через нашу орбитальную группировку. В настоящее время спутник находятся в производстве, идет строительство наземной инфраструктуры. Запуск спутника планируется в декабре следующего года на российской ракете-носителе «Протон-М». - У вас нет никаких опасений в надежности «Протона»? - Мы, как заказчик серьезно занимаемся этим вопросом и контролируем ход изготовления именно нашей ракеты и комплектующих для нее: двигателей, оборудования - первую и вторую кооперацию. Эту процедуру мы с ГКНПЦ им. Хруничева отработали при запуске «Ямал-401» в 2014 году. - А если какая-то зарубежная фирма примет участие в следующем конкурсе и предложит лучшие условия запуска, более выгодные, чем отечественный оператор, поддержите ли вы российского производителя? - В коммерческом космосе справедливо было бы выбирать лучших, побеждать должен тот, кто предоставит лучшее технико-коммерческое предложение. Когда в 2013 году был конкурс на запуск «Ямал-601», лучшее предложение было у российской компании ГКНПЦ им. Хруничева. Я надеюсь, что и сегодня наши ракетчики работают над тем, чтобы их услуги тоже были конкурентоспособны. - Все производители и заказчики космических аппаратов мыслят на десятилетия вперед, закладывают срок активного существования спутника от 15 и более лет. Но технологии развиваются все быстрее. Не пришло ли время чаще обновлять группировку, создавая новые возможности для потребителей? - От срока эксплуатации спутника зависит его экономическая эффективность. Крупный спутник связи на геостационарной орбите – это практически полноценный завод, который производит продукцию в виде космических услуг. Стоимость изготовления такого спутника - около 150 млн евро, не считая затрат на запуск его на орбиту, страхование и строительство наземной инфраструктуры, которая поддерживает функционирование спутника. Это сопоставимо со стоимостью строительства полноценного наземного завода. А их, как известно, не строят на пять-семь лет. Если сократить срок эксплуатации такого спутника до пяти-семи лет, амортизация вырастет соответственно в два-три раза, что сразу увеличит себестоимость космических услуг. Потребителю это невыгодно. Таким образом, длительность эксплуатации спутника на орбите напрямую влияет на конкурентоспособность его услуг и экономическую эффективность инвестиций. Наземные технологии для конечного пользователя, действительно, улучшаются быстрее, но в основном за счет совершенствования наземного цифрового оборудования, работающего со спутником. Например, до 2000 года в России было только аналоговое телевидение. Оно требовало один транспондер спутника на один канал телевизионного вещания. Потом была внедрено оборудование цифровой компрессии MPEG-2, которое позволило размещать в одном транспондере спутника до 7 телеканалов. Сейчас технология цифровой компрессии MPEG-4 позволяет разместить до 18 каналов на один транспондер, главное, чтобы энергетика транспондера была высокой. Технологии производства самих спутников также непрерывно развиваются, но в связи со сложностью космических технологий, этот процесс требует значительно больше времени, чем для наземного оборудования. - А какие планы у вас по изготовлению спутников нового поколения? - Мы планируем расширять свою орбитальную группировку за счет спутников нового поколения. В настоящее время ведем их проектирование и начали создание собственного сборочного производства, на котором будем их изготавливать. - Где будет построено ваше сборочное производство космических аппаратов, когда планируется ввести его в строй? - Сборочное производство мы планируем построить в России в Щелковском районе Московской области. В предыдущие три года разработали аванпроект, обосновали окупаемость инвестиций, проанализировали предложения всех потенциальных строительных компаний и поставщиков технологического оборудования, подготовили конкурсную документацию. По результатам конкурсных процедур был выбран генеральный подрядчик на строительство «под ключ». Сейчас завершается разработка проектной документации. В феврале следующего года планируем непосредственно приступить к строительству. Под завод уже отведена земля, подводятся коммуникации. По утвержденному генеральному графику завершить строительство планируется в августе 2020 года. - И сразу начнется производство новых космических аппаратов? - Да, перед нами стоит задача, чтобы в будущем все наши космические аппараты, собирались и испытывались на собственной производственной площадке в Щелково. Для нас очень важно обеспечить высокую надежность длительной эксплуатации спутников на орбите. При этом стоимость изготовления спутников должна быть не выше, чем у ведущих производителей. Сроки изготовления спутников на нашем производстве не должны превышать 30 месяцев. Только в этом случае мы добьемся высокой экономической эффективности нашей орбитальной группировки. Это является главным условием коммерциализации космической деятельности. - Производство будет ориентировано именно на ваши потребности или вы планируете изготавливать аппараты и для других операторов? - В первую очередь мы создаем производство для решения своих задач, так как намерены активно наращивать свою орбитальную группировку. В то же время ожидаем, что сможем производить космические аппараты и для других заказчиков. - Известно, что помимо спутников связи «Ямал», вы намерены создать спутниковую систему наблюдения «СМОТР». Расскажите, на каком этапе находится реализация этого проекта? - Данный проект включен в Федеральную космическую программу на внебюджетной основе. Мы уже провели предварительное проектирование и прединвестиционные исследования. Нами создан центр аэрокосмического мониторинга, на базе которого мы уже оказываем услуги по аэрокосмическому мониторингу предприятиям группы Газпром. Разработан целый ряд геоинформационных технологий, включая мониторинг ледовой обстановки в Арктике. По радиолокационному сегменту системы «СМОТР», мы подписали соглашение с Объединенной ракетно-космической корпорацией (подведомственной госкорпорации «Роскосмос») в рамках создания многоцелевой космической системы «Арктика». Планируется изучить возможность сотрудничества, в рамках которого наша компания организует финансирование и изготовит радиолокационные космические аппараты, а «Роскосмос» обеспечит их запуск на орбиту. Таким образом, каждая сторона пропорционально своему вкладу получит объем возможностей космической системы для решения задач в Арктике. - Расскажите о вашем сотрудничестве с молодой российской компанией «Даурия». У «Даурии» два выведенных недавно малых аппарата не заработали. Сохранилось ли у вас доверие к этой компании? - Все компании когда-то были молодыми. У крупных компаний, которые сегодня составляют основу космической индустрии, к сожалению, тоже случались неудачи. «Даурия» - перспективная компания. Это творческий коллектив разработчиков, которые своими силами уже разработали и изготовили несколько малых спутников, в настоящее время они функционируют на орбите. Да, у них случилась одна неудача при последнем групповом запуске спутников. Надо разобраться в причинах. Ведь отказ произошел в процессе запуска на ракете-носителе, но перед запуском спутники прошли положительно все наземные испытания под контролем заказчика. Мы продолжаем взаимодействовать с «Даурией». Как говорится, за одного битого двух небитых дают. Сейчас совместно изучаем возможности нашего будущего сборочного производства для изготовления их космических аппаратов. - Насколько, на ваш взгляд, актуальна сегодня задача коммерциализации космической деятельности в России? - Я считаю, что коммерциализация космической деятельности – в настоящее время имеет большую актуальность для России. За 70 лет развития ракетно-космической промышленности государство вложило в отрасль очень большие средства. Сегодня значительные государственные инвестиции вкладываются в гражданские космические системы. Но любая промышленность когда-то должна начинать давать экономическую отдачу, производя гражданские системы для рынка. Мировая практика показывает, что в рамках коммерциализации космической деятельности государство сначала перестает инвестировать или субсидировать гражданские спутники связи, потом и спутники наблюдения. А космические услуги покупают у коммерческих спутниковых операторов. Сейчас дело дошло до коммерческих контрактов на услуги грузовых и пилотируемых перевозок на Международную космическую станцию. Таким образом, государство в гражданских рыночных сегментах перекладывает инвестиционные риски создания новых космических систем на коммерческие компании, покупая у них услуги, значительно сокращая свои затраты на эти цели. Высвободившееся ресурсы направляются на развитие обороны, науки, медицины и образования, где коммерциализация невозможна или нецелесообразна. - То есть вы на собственном опыте считаете, что пришла пора реализовывать коммерческие космические проекты в нашей стране? - Наша компания первая в России стала реализовывать идею коммерциализации космической деятельности. В 1990-х годах это звучало необычно. В этом смысле российская космическая отрасль оказалась консервативной, так как всегда существовала за счет государственных средств. Создание нашего первого спутника «Ямал-100» было в прямом смысле технологическим прорывом, сопровождавшимся большими рисками, но в нас поверил Газпром, которому в связи с большой географией его деятельности, нужно было решить вопросы развития технологической связи. Но этот спутник также дал старт широкой коммерциализации спутниковой связи в России. В 2001 году перед нами руководством Газпрома была поставлена еще более актуальная задача – создавать космические системы на принципах проектного финансирования без прямых инвестиций Газпрома. При этом, добиться полной самоокупаемости проектов, реализуя космические услуги на российском и зарубежном рынках. Эту задачу мы решили уже на проекте «Ямал-200», запустив два спутника в 2003 году, а в 2008 году полностью вернули привлеченные кредиты за счет средств полученных от предоставления космических услуг. Это был первый пример, который доказал, что и в российских условиях можно реализовать полностью коммерческий проект в космосе. Мы продолжаем развивать нашу космическую деятельность на этих принципах и в последующих проектах. Поэтому я считаю, что сегодня сложились условия для полноценной коммерциализации космической деятельности в России.
|