Генеральный директор ОАО "ИСС" Николай Тестоедов: "Мейнстрим в развитии отечественного спутникостроения – это, конечно же, импортозамещение на базе российских возможностей" | ||
В развитии российской орбитальной группировки спутников связи в последние месяцы обозначились новые положительные тенденции. О значении современного этапа отечественного спутникостроения, а также о путях решения проблем, связанных с западными санкциями в отношении российской космической отрасли, "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) Николай ТЕСТОЕДОВ. - Николай Алексеевич, ИСС практически одновременно, в течение двух недель, сдало после летных испытаний заказчику – госпредприятию "Космическая связь" - сразу три космических аппарата: "Экспресс-АТ1", "Экспресс-АТ2" и "Экспресс-АМ5". Как понимаю, это большое событие для предприятия? - Это долгожданные космические аппараты. Они успешно вошли в строй. И это не просто сдача очередных спутников. Все три космических аппарата интересны с точки зрения технических, технологических новшеств. Это, не побоюсь пафоса, некая веха, этап в спутникостроении страны. Прежде всего, потому, что впервые происходит одновременная сдача заказчику на орбите нескольких космических аппаратов негерметичного исполнения, созданных с использованием спутниковых платформ нового поколения трех типов - "Экспресс 1000K", "Экспресс 1000H" и "Экспресс 2000". Что такое, например, аппарат "Экспресс-АМ5"? Он создан на нашей новой платформе "Экспресс 2000", имеет мощность 12,1 кВт на полезную нагрузку. Спутник, как и оба других аппарата, рассчитан на 15-летний срок активного существования. На нем установлено 84 транспондера, работающих в четырех частотных диапазонах. Соответственно, он имеет развитую антенно-фидерную систему. Такого аппарата, как "Экспресс-АМ5" до сих пор не делали не только в России, но и в Европе. При запуске "Экспресс-АМ5" впервые для отечественного спутникостроения реализована схема довыведения космического аппарата с помощью электрореактивной двигательной установки на ту орбиту, которая была недоступна для мощной ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" при запуске аппаратов такой массы. Напомню, масса спутника – 3359 кг. А при прямой схеме выведения аппарата ракетой "Протон-М" и разгонником "Бриз-М" на геостационар можно вывести полезный груз массой только до 3250 кг. Это означает, что мы доставили на нужную орбиту дополнительно 100 кг полезного груза. Дополнительные 100 кг – это, к примеру, эквивалент такого количества топлива, которое необходимо для обеспечения восьми лет жизни космического аппарата на орбите. То есть, запуская аппарат по прямой схеме, мы вынуждены были бы слить топливо, соответствующее восьми годам его жизни на орбите. Или же, соответственно, уменьшать массу бортового оборудования. Например, тех же приемо-передающих устройств. Была разработана технология довыведения спутника с переходной геосинхронной орбиты на целевую геостационарную орбиту с одновременным приведением в заданную орбитальную позицию. Схема довыведения разработана НИИ прикладной механики и электродинамики РАН под руководством Гарри Алексеевича Попова, а также специалистами ГКНПЦ имени Хруничева. Мы совместно нашли это решение, которое, я считаю, открывает новые перспективы перед российским спутникостроением. Сегодня для него меньше ограничений, связанных с конкретными характеристиками ракет-носителей – "Союзов", "Протонов", "Рокотов", "Зенитов". Успешная реализация технологии довыведения спутников электрореактивными двигателями малой тяги открывает новые возможности по созданию для заказчиков как спутников тяжелого класса, так и среднеразмерных спутников на платформе «Экспресс-1000Н», выводимых парой одним пуском. Стал возможным одновременный запуск двух среднеразмерных спутников класса мощности на полезную нагрузку до 6,1 кВт и стартовой массой каждого до 2100 кг. Ранее парный запуск был возможен только для комбинации среднеразмерного спутника массой до 1850 кг и мощностью полезной нагрузки до 5,6 кВт с более легким и, соответственно, менее мощным спутником стартовой массой не более 1400 кг и мощностью до 3 кВт. - Соответственно, более привлекательными для выведения спутников всех классов на различные орбиты становятся и российские космодромы? - Конечно. В первую очередь, Плесецк, который имел ограниченные возможности по массам выводимых на геостационарную орбиту аппаратов вследствие своего северного положения. Прекрасные перспективы открываются для космодрома Восточный в Амурской области, который при тех же энергетических возможностях ракетно-космического комплекса увеличивает свой потенциал по запуску различных спутников. Новая схемы доставки спутников на нужные орбиты будет использоваться, конечно, и на космодроме Байконур. То есть налицо колоссальный шаг вперед для отечественной космической отрасли. Таким образом, мы презентуем российскому и мировому сообществу космические аппараты в негерметичном исполнении с 15-летним сроком активного существования на базе новых платформ, которые получили летное подтверждение, верификацию. Начался набор статистики для летной квалификации наших новых платформ. Хотя, конечно, в строгом смысле слова говорить о ней можно будет, когда аппараты отработают весь положенный 15-летний цикл активного существования. Летное подтверждение, по крайней мере, в той части жизненного цикла, который относится к производству аппаратов, запуску, выведению, проверкам и испытаниям, сдаче на орбите заказчику – все эти шаги пройдены. Космические аппараты на спутниковой платформе нового поколения запускались и раньше. Например, запущены и успешно работают спутник "Ямал-300К", созданный по заказу компании "Газпром космические системы", и Amos 5, построенный для израильской компании. Оба они сконструированы на платформе "Экспресс 1000H". Кроме того, эта же платформа использовалась нами при строительстве индонезийского спутника Telkom 3. Да, носитель не смог вывести этот аппарат на расчетную орбиту, и спутник не смог работать по назначению. Но, с другой стороны, все, что касается спутниковой платформы, всю телеметрию о работе ее систем нам удалось снять. Она показала, что все характеристики платформы были подтверждены. В этом смысле для нас этот аппарат не был потерян, а помог накоплению опыта, статистики. То есть платформа "Экспресс 1000H" проходит апробацию с конца 2011 года, а теперь к ней присоединились платформы "Экспресс 1000K" и "Экспресс 2000", которые впервые оказались на орбите. Благодаря запущенным уже на орбиту аппаратам российские спутникостроители в лице ИСС предоставили российским операторам спутниковой связи новые возможности для развития орбитальных группировок, позиционирования на мировом рынке услуг спутниковой связи и упрочения своих позиций. Огромное суммарное количество транспондеров, выведенное на орбиту в конце 2013 года и начале 2014 года, уверен, даст возможность нашим российским операторам подняться в рейтинге лучших операторских компаний мира. Мы в этом году, кстати, готовим к запуску еще несколько телекоммуникационных спутников. В том числе тяжелый спутник "Экспресс-АМ6" для госпредприятия "Космическая связь", а также спутник на базе средней платформы "Экспресс-АМ8" для той же компании. Кроме того, готовим спутник "Ямал-401" для компании "Газпром космические системы". - Как вы думаете, будет спрос на новые российские спутниковые платформы на мировом рынке? - Это абсолютно новая тема. Возникла качественно новая ситуация: в связи с теми ограничениями, которые поставлены администрацией США на поставку электронной компонентной базы уровня space и military (ограничениями по линии ITAR), мы пришли к необходимости разработки спутников и платформ для них вне зависимости от импортных поставок ITAR-компонентов. Такой подход получил условное наименование ITAR-free. Эта работа сейчас ведется. Анализируется весь состав бортового оборудования платформ, спутников в целом на предмет зависимости от импортных комплектующих. ИСС, кстати, частично апробировало такой подход, пусть и невольно, на геодезическом космическом аппарата "Гео-ИК". Ограничения по ITAR-компонентам для него мы получили в прошлом году. И мы успешно решили тогда эту проблему. Поэтому у нас нет никаких сомнений, что мы в рамках международного разделения труда успешно создадим и космические аппараты, и платформы для них, свободные от ограничений по ITAR. Пути решения задачи разные. Это и использование той же американской электронной компонентной базы, которая не подпадает под ограничения госдепа США. Это использование европейской электронной компонентной базы. Наконец, использование китайской микроэлектроники, естественно, многократно проверенной на соответствие всем необходимым требованиям. Но все это, как говорится, попутный тренд. Базовая вещь, мейнстрим в развитии отечественного спутникостроения – это, конечно же, импортозамещение на базе российских возможностей. Сегодня Роскосмосом намного более активно, чем раньше формируется программа импортозамещения. Предполагается усиление роли и влияния космического агентства, которое становится заказчиком элементной базы, необходимой для ракетно-космической отрасли. Не секрет, что сегодня те программы импортозамещения в области микроэлектроники, которые реализует Минпромторг, больше ориентированы на массовую потребительскую технику. Такие электронные компоненты не требуют высоких характеристик по радиационной стойкости и по ряду других параметров. Они выпускаются десятками и сотнями тысяч, миллионами штук. Но стране сегодня, в условиях западных санкций, настоятельно потребовалась радиационностойкая элементная база для космической и ракетной техники. Поэтому Роскосмос совместно с Минпроторгом организовал эту работу. Мы являемся ее активными участниками. - То есть, возможно использование российских спутниковых платформ и в зарубежных космических аппаратах? - Такая возможность есть. Мы отлично понимаем, что сегодня не только российские ведомства, заказывающие спутники за рубежом, могут попасть под ограничения ITAR. В такой ситуации могут оказаться и любые другие страны мира, чьи космические программы зависят от американских поставок электронных радиоизделий и других компонентов. В этих условиях ITAR-free-платформы или ITAR-free-спутники – это хороший товар, хорошая возможность развития техники в условиях определенных ограничений. И если существует риск не поставки западными компаниями российским и иным заказчикам космических аппаратов или их составных частей в условиях санкций, то наша продукция, которую мы готовим к разработке, будет совершенно точно востребована. - Несколько месяцев назад вы критиковали российских операторов спутниковой связи за то, что они при заказе новых телекоммуникационных спутников отдают предпочтение западным компаниям. Что-то изменилось с закупками спутников? - Ситуация меняется. Надо отдать должное руководству Минкомсвязи, лично министру связи и массовых коммуникаций Николаю Анатольевичу Никифорову и его команде, которые услышали наши доводы, увидели проблему. С обеих сторон – и со стороны заказчика, и с нашей стороны, как исполнителя, сделаны определенные встречные предложения и шаги в нужном направлении. Что касается нас, то мы обязываемся увеличить свою степень ответственности за качество, надежность, а также срок активного существования космических аппаратов. С другой стороны, Минкомсвязи прислушалось к нашим предложениям и декларирует готовность рассматривать программы заказа телекоммуникационных аппаратов в России. Правильность выбранного министерством связи и массовых коммуникаций шага в этом направлении подтвердилась буквально в последние недели и месяцы, когда Запад начал вводить санкции. В конечном итоге, Минкомсвязи, отвечающее за предоставление услуг и формирование информационного поля для России, конечно, не может находиться под ограничениями, которые возникли. Считаю, что наши обращения, наши резоны были услышаны, и сегодня у нас нет противоречий с Минкомсвязи в этом вопросе.
|