Сохранить логин и пароль

Начальник Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков: «Все кто говорит, что космические полеты - это легко, глубоко ошибаются»

Интерфакс-АВН
Интерфакс-АВН
О планах развития Центра подготовки космонавтов (ЦПК) и перспективах российской пилотируемой космонавтики в эксклюзивном интервью «Интерфаксу-АВН» рассказал российский космонавт Юрий ЛОНЧАКОВ, который делает первые шаги на посту начальника Центра.

            - Юрий Валентинович, какими вы видите первоочередные задачи для начальника ЦПК?

      - В первую очередь, конечно, надо думать о нашей уникальной учебно-тренировочной базе. В ближайшее время предстоит серьезная модернизация гидролаборатории. Международная космическая станция, на которой работают подготовленные нами космонавты, сейчас весит 400 тонн, её длина равна 70 метрам, ширина 110 метрам, а объем - 1000 кубических метров. В принципе, той гидролаборатории, которая имеется в ЦПК, уже не хватает для подготовки экипажей. Поэтому мы в первую очередь начнем работы по модернизации этого объекта.

      Затем будем обновлять наш авиационный парк. На самолетах космонавты проходят общекосмическую подготовку, совершают тренировочные полеты на невесомость, а также отрабатывают методики визуально-инструментального наблюдения.

      Есть планы по модернизации центрифуги для подготовки экипажей разрабатываемого пилотируемого транспортного корабля нового поколения, а также по созданию единого полигона для подготовки космонавтов к выживанию в различных климатических и географических условиях. Стоит вопрос по модернизации реабилитационной базы ЦПК, поскольку надо повышать качество реабилитационного обслуживания космонавтов и сокращать срок их восстановления после полетов в космос, чтобы они могли быстрее возвращаться к полноценной профессиональной деятельности на земле.

      Помимо того, мы думаем о создании комплекса подготовки космонавтов с использованием виртуальной реальности. Например, когда я готовился к первому полету на "шаттле", мы в США проходили тренировки на тренажере виртуальной реальности по использованию "сейфера". Это ранец с 48 микродвигателями, который надевается на американский скафандр при выходе в открытый космос. Это устройство предназначено для возвращения астронавта на космическую станцию в случае, если тот по каким-то причинам отстыковался от поверхности станции.

      В целом состояние материально-технической базы ЦПК обеспечивает выполнение задач Федеральной космической программы в части пилотируемых программ.

      - Означает ли появление виртуальных тренажеров, в том числе для «сейферов», что в ближайшее время у российских космонавтов появятся новые средства передвижения в космосе?


      - Еще в 2008 году, когда я отправлялся в крайний полет, нам рассказывали о разработке нашего российского «сейфера» - ранца для безопасного нахождения в безвоздушном пространстве. В скором времени, я надеюсь, мы его получим. Думаю через год-два. Очень бы хотелось получить такое устройство для работы на внешней поверхности МКС.

      - Когда в ЦПК может появиться тренажер пилотируемого транспортного корабля нового поколения?


      - Сейчас мы начнем модернизацию центрифуги, на которой будем проводить тренировки по динамическому спуску на перспективном корабле. Плюс к этому, уже идет разработка тренажеров подготовки космонавтов для работы с новым кораблем. Под новые тренажеры мы планируем строительство новых зданий на территории ЦПК. Пока все работы находятся на стадии проектов, но мы уже думаем о перспективах. Я рассчитываю, что мы успеем к первому пилотируемому запуску корабля нового поколения подготовить специалистов.

      - Расскажите подробнее о закупках самолетов. Самолеты каких типов нужны ЦПК?


      - Необходимые ЦПК самолеты мы внесли в государственный консолидированный заказ. Мы заказали Ил-476, которыми планируем обновить парк самолетов Ил-76. Эти самолеты используются для тренировок космонавтов на невесомость. Пока же два Ил-76 прошли регламент и продолжают использоваться для тренировок.

      Заканчивается летный ресурс у имеющихся в нашем авиапарке самолетов Ту-134. Планируем приобрести им на замену один-два Ту-204 в комплектации, обеспечивающей полеты на визуально-инструментальные наблюдения, а также способные выполнять доставку экипажей и сотрудников ЦПК на Байконур и на космодром Восточный. Процесс переговоров по закупке данных самолетов уже завершен. Надеемся, что в ближайшем будущем у нас появятся новые самолеты.

      Мы также планируем заменить, как минимум, четыре учебно-тренировочных самолета Як-130, которые придут на замену старым самолетам Л-39 чешского производства. Як-130 сейчас, насколько мне известно, поступают в летные училища и неплохо себя зарекомендовали.

      - Вы рассказали о планах расширения гидролаборатории, но имеет ли смысл модернизация такого крупного объекта, учитывая, что пока срок эксплуатации МКС определен странами-участниками только до 2020 года?


      - Не до 2020 года, а до 2024 года, как предложили наши американские партнеры. Пока это решение не согласовано, но я надеюсь, что страны-партнеры примут решение о продлении работы станции. Кроме того, мы смотрим на перспективу. Я надеюсь, что в разрабатываемую сейчас Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы внесут пункт о создании национальной российской станции на околоземной или окололунной орбите. В этом случае модернизированная гидролаборатория, с увеличенным резервуаром, с новой монтажной платформой, нам очень понадобится. Сейчас проект обновления этого уникального сооружения находится в работе.

      - В прошлом году в ЦПК был продемонстрирован прототип российского робота-космонавта. Планируется ли развивать это направление?


      - Мы намерены использовать в своей деятельности все инновационные технологии, все имеющиеся робототехнические средства. Космонавтов, которые уже слетали в космос, имеющих за плечами богатый опыт работы на орбите, мы сейчас привлекаем к сотрудничеству с промышленностью с целью разработки новых технологий. Эта работа ведется ЦПК активно.

      - Ходят слухи ухода из отряда космонавтов Сергея Залетина? Соответствует ли эта информация действительности? Почему космонавты уходят из отряда, даже если уже назначены в экипаж и готовятся к полету?


      - Каждый космический полет - это тяжелая работа, связанная с риском для жизни и здоровья человека. В ходе многомесячной работы в условиях невесомости вымывается кальций из костей, атрофируются мышцы, происходят изменения в составе крови. После космического полета космонавты тратят длительное время на адаптацию и восстановление здоровья. Ребята ведь не просто уходят без причины. Кто-то уходит по здоровью, кто-то - по иным обстоятельствам. Что касается Сергея Залетина, то он у нас назначен в экипаж, проходит подготовку, никуда уходить не собирается.

      - Когда можно ожидать следующего набора в отряд космонавтов?


      - В 2012 году прошел первый открытый набор в отряд космонавтов. Это был интересный шаг. Теперь нужно осмотреться, оценить его правильность, не нужно ли что-то подкорректировать в следующий раз. Через два месяца у набора 2012 года состоятся госэкзамены, по итогам которых мы сделаем выводы. Возможно, по следующему набору в отряд космонавтов будем разрабатывать какую-нибудь другую, новую концепцию.

      - Каково состояние штата специалистов ЦПК? Нет ли необходимости его увеличивать или, наоборот, сокращать? Как обстоит дело с уровнем подготовки кадров?


      - Уровень подготовки специалистов у нас очень высокий. После реорганизации ЦПК из военной структуры в гражданскую Центр понес некоторые потери в квалифицированном персонале, хотя подавляющее число специалистов остались у нас в качестве гражданских сотрудников. Для восполнения потерь мы приняли на работу ряд молодых гражданских специалистов, но уже достаточно квалифицированных в своем деле.

      Увеличивать штат ЦПК не планируется. На наш взгляд, с учетом объема стоящих перед Центром задач и перспектив развития отечественной космонавтики, структурный состав ЦПК сейчас близок к оптимальному.

      - Планируется ли увеличивать зарплаты у космонавтов, сотрудников ЦПК?


      - Спасибо руководству Роскосмоса и правительству, что оценили сложность и риск работы космонавтов. Сейчас зарплаты космонавтов близки к уровням зарплат астронавтов США и Европы. Все в космосе выполняют одинаковую работу с одинаковой степенью риска, и эта работа должна одинаково вознаграждаться. Чтобы стать космонавтом необходимо пройти полуторагодовую общекосмическую подготовку, затем отбор, еще два года специализированной подготовки в группах, потом два с половиной года подготовки в экипаже. Каждый космонавт ежедневно в течение минимум шести лет готовится к полету, а ведь есть такие, которые ждут полета по 8-15 лет. Представляете, какая нагрузка ложится на человека каждый день? Это же спецтренировки, тренировки по выживанию, полеты на самолетах, прыжки с парашютом. Все кто говорит, что космические полеты - это легко, глубоко ошибаются.

      - Нет ли у вас идей привлечь иностранные компании, иностранные инвестиции для развития ЦПК?


      - Идея развития Звездного городка, которую мы поддерживаем, принадлежит руководителю Роскосмоса Олегу Остапенко. По его мнению, на базе ЦПК и Звездного городка нужно создать глобальный космопарк, посетители которого могли бы сходить в музей национальной космонавтики, поработать на тренажерах космических кораблей, пройти курс экстремального выживания, попутешествовать в космосе на тренажерах виртуальной реальности, пообедать космической пищей. Мы хотим, чтобы космопарк был интересен и взрослым, и детям. Эту красивую идею мы хотим воплотить в жизнь.

      - Как вы будете строить отношения с центром пилотируемой космонавтики, который планируется создать при отраслевом институте Роскосмоса – в ЦНИИмаш? Сообщалось, что этот центр может возглавить прежний начальник ЦПК Сергей Крикалев.


      - Это будут 100% самые тесные связи, потому что мы делаем общее государственное дело. Естественно, что мы будем работать сообща.

     
Назад    
     
Интервью
Сергей РябковСергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Лев ЗеленыйНаучный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Антон АлихановГлава Минпромторга РФ: мы понимаем, что импульс поствосстановительного роста не бесконечен
Андрей ЕльчаниновПервый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Денис МантуровДенис Мантуров: Для развития мощностей необходимо привлечение дополнительных дешевых денег
 
 
Главное
Д.ПесковПесков назвал обновленную ядерную доктрину РФ сигналом провокаторам в конфликте на Украине (24.11.2024 11:42:54)
Министерство обороны РФМинобороны РФ сообщило об уничтожении украинского истребителя МиГ-29 (23.11.2024 12:20:00)
А.Белоусов         Белоусов заявил на командном пункте группировки "Север" о срыве планов ВСУ на 2025 год (22.11.2024 10:10:52)
Минобороны РФ сообщило об уничтожении за ночь 23 украинских дронов (22.11.2024 8:35:49)
В.Путин Путин заявил, что Москва вправе применить оружие против военных объектов стран, которые позволяют использовать свое оружие против РФ (21.11.2024 21:22:35)
Ракета "Союз-2.1а" с кораблем "Прогресс МС-29Грузовой корабль "Прогресс МС-29" вышел на орбиту и взял курс на МКС (21.11.2024 15:37:44)
Министерство обороны РФМинобороны РФ заявило об уничтожении двух крылатых ракет Storm Shadow ВСУ (21.11.2024 12:21:42)
Д.ПесковКремль заявил, что Москва определилась с кандидатурой нового посла в США (20.11.2024 12:03:42)
 
Новости
07:49 Минобороны РФ: за ночь над российскими регионами уничтожены 23 беспилотника
06:51 За ночь над Курской областью ликвидированы семь ракет и семь беспилотников
06:42 Возгорание на территории промышленного предприятия в Калужской области ликвидировано - губернатор
05:00 Минобороны РФ сообщило об авиаударе по позициям ВСУ в Курской области
02:14 На территории промышленного предприятия на окраине Калуги после падения обломков дрона произошло возгорание - губернатор
01:09 Шесть беспилотников уничтожено над Брянской областью - губернатор
23:08 В Белгороде сбитый беспилотник повредил частное домовладение - власти
23:07 Минобороны РФ: еще два украинских дрона сбиты над Белгородчиной
21:56 В донецкой Горловке за неделю при обстрелах погибли два мирных жителя, почти тридцать - ранены, сообщил глава ДНР Пушилин
21:35 Двое жителей ЛНР госпитализированы после атаки украинского беспилотника на автомобиль, двигавшийся по трассе из Сватово в Луганск
 

Copyright © 1991—2024 Interfax. Все права защищены. Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса.