Президент РКК "Энергия" Виталий Лопота: Цикл испытаний перспективного космического корабля потребует не менее трех полетов | ||
На Байконуре завершается подготовка к старту космического корабля "Союз ТМА-08М" с интернациональным экипажем очередной экспедиции на Международную космическую станцию. В этом году "космический дом" увеличится в объеме - прирастет новым российским Многофункциональным лабораторным модулем, а впереди ждут запуски еще двух отсеков – Узлового и Научно-энергетического модулей. О ходе работ над созданием модулей для МКС, разработке перспективного космического корабля и модернизации "Союзов" "Интерфаксу-АВН" на космодроме Байконур рассказал президент Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота. - Виталий Александрович, в конце прошлого года в контрольно-испытательный центр РКК "Энергия" был доставлен для дооборудования лётный Многофункциональный лабораторный модуль. Есть ли уверенность, что Вы сможете завершить работы в оперативном режиме для его запуска в конце года? - Есть. Если все испытания пройдут штатно, то модуль будет оправлен на Байконур для запуска, запланированного на декабрь 2013 года. - В чем особенность и основное предназначение этого модуля? - Многофункциональный лабораторный модуль – это космическая лаборатория для широкого спектра научных исследований. Он разработан как для уже запланированных экспериментов по биотехнологии, медицине, геофизике, астрофизике, технике связи, новейшим материалам и многим другим, так и для тех, которые могут быть предложены в будущем. В изделие заложены унифицированные рабочие места с унифицированными интерфейсами, позволяющие приспосабливаться и реализовывать практически любые задачи. - Какое уникальное научное оборудование там будет находиться? - На модуле имеются высоко- и низкотемпературный биотехнологические термостаты, перчаточный бокс и виброзащитная платформа. Термостаты нужны, преимущественно, ученым-биологам для изучения живых организмов. Автоматика поддерживает заданную температуру в их камерах объемом по 10 литров. Перчаточный (прозрачный) бокс – ящик объемом 150 литров с двумя отверстиями для рук и закрепленными в них длинными перчатками, даст возможность работать со стерильными, опасными и сыпучими веществами. Он имеет собственный шлюз, средства очистки и стерилизации. Все – в "космическом", приспособленном к условиям станции, исполнении. Виброзащитная платформа обеспечивает использование одного из уникальных свойств, ради которых люди сейчас летают в космос, – это невесомость. В невесомости, например, особым образом идет процесс образования вещества. Однако необходимые для этого условия легко нарушить малейшей вибрацией корпуса МКС. Кроме того, по законам механики на большой станции есть едва заметные, но постоянные силы, называемые микрогравитацией, которые также являются вредоносным фактором. Пока получить достаточно "чистую" невесомость проще и дешевле на МКС с помощью виброзащитных платформ, хотя появились замыслы создавать автономные, в том числе малые научно-исследовательские космические аппараты, избавленные от этих недостатков. - Вы, наверное, говорите об автономной лаборатории ОКА-Т, которая будет обслуживаться на МКС. Когда может состояться первый полет такого аппарата, создание которого поручено "Энергии"? - Первый полет автономной лаборатории ОКА-Т планируется на конец 2018 г. - Недавно РКК "Энергия" выиграла конкурс по созданию Научно-энергетического модуля для МКС, который впоследствии может стать основой новой российской орбитальной станции. Эту идею, насколько известно, РКК "Энергия" предлагала ещё в 2009-2010 гг. На каком этапе находится разработка модуля? Что придется добавить или убрать из него, по сравнению, если бы модуль использовался только как очередной отсек МКС? - В настоящее время идет этап эскизного проектирования Научно-энергетического модуля. В соответствии с техническим заданием модуль создается как элемент российского сегмента МКС для энергетического обеспечения станции и проведения фундаментальных и научно-прикладных исследований и экспериментов. Для того чтобы Научно-энергетический модуль стал основой новой орбитальной станции его надо дооснастить рядом бортовых систем и модулей. Это, предложенное нами, оригинальное решение может стать в будущем, после завершения эксплуатации МКС, ключевым для эволюционного развития международного космического порта на околоземной орбите, как элемента транспортной инфраструктуры освоения Солнечной системы и её ресурсов. - Планируется ли построить для МКС второй Научно-энергетический модуль? Укажите сроки его строительства и запуска. - В действующей федеральной космической программе России создание Научно-энергетического модуля пока не предусматривается. В настоящее время идет разработка федеральной космической программы России на 2016-2025 годы. В связи с этим РКК "Энергия" подготовила предложения по созданию орбитальной базы на низкой околоземной орбите в случае прекращения функционирования МКС (возможный период 2020-2028 гг.), предусматривающие использование Узлового и Научно-энергетического модулей, а также создание второго Научно-энергетического модуля. - Как идет производство Узлового модуля для МКС? Когда можно ожидать его запуска? - В настоящее время изготовлены макет Узлового модуля для статических испытаний, корпуса динамического макета и штатного изделия Узлового модуля. Статический макет прошел испытания в РКК "Энергия" и ЦНИИмаш. Проводится сборка и оснащение динамического макета и штатного изделия. Запуск Узлового модуля в составе транспортного грузового корабля-модуля "Прогресс М-УМ" запланирован на середину 2014 г. с космодрома Байконур. - В полном ли объёме Роскосмос авансирует выполняемые предприятием работы по строительству кораблей "Союз" и "Прогресс", модулей для МКС? - Производство транспортных кораблей и модулей для МКС осуществляется в соответствии с финансированием по заключённым контрактам. Обязательства по перечислению средств Роскосмос выполняет в настоящее время в полном объёме без задержек. Отмечу, что некоторые затруднения были до 2009 года, однако обслуживание банковских кредитов, которые привлекались РКК "Энергия" для выполнения контрактов, учитывалось в их ценах. - Известно, что, разрабатывая новый космический корабль, РКК "Энергия" не прекращает модернизацию "Союзов". Какие новшества ожидаются в кораблях серии "МС" - дальнейшей модификации грузовых кораблей "Прогресс" и пилотируемых "Союз"? - В отличие от кораблей "Союз ТМА" и "Прогресс М", на модернизированных кораблях "Союз МС" и "Прогресс МС" установлены спутниковая система навигации, использующая сигналы системы ГЛОНАСС и GPS, современная радиолиния управления со спутниковым каналом связи, модернизированная аппаратура автоматического сближения "Курс НА". Кроме того, на них будет установлена цифровая телевизионная радиолиния, дополнительная противометеороидная защита, а также проведен ряд доработок по увеличению надежности и безопасности кораблей, повышению уровня унификации и замены устаревших материалов и комплектующих на современные. Пуск первого корабля серии "МС" планируется в 2015 г. - Ведутся разговоры о возобновлении космического туризма, для чего потребуется производство дополнительных пилотируемых кораблей. Способно ли Ваше предприятие изготавливать дополнительные "Союзы"? - РКК "Энергия" предполагает в ближайшее время выйти на уровень годового выпуска до пяти пилотируемых кораблей "Союз ТМА", необходимых для реализации программы МКС и коммерческих запусков. Возможности Корпорации и предприятий российской ракетно-космической промышленности, участвующих в работах по пилотируемой тематике, этому соответствуют. Дальнейшего увеличения годовой программы производства кораблей "Союз ТМА" не требуется и не предполагается в обозримое будущее, хотя возможности такого роста имеются. - На какой стадии находится проектирование Перспективного транспортного корабля нового поколения? - В настоящее время РКК "Энергия" и смежными организациями завершен выпуск материалов первого этапа технического проекта перспективной пилотируемой транспортной системы, составной частью которой является перспективный транспортный корабль нового поколения. Произведена передача материалов проекта на экспертизу заказчику. - Когда технический проект нового корабля будет принят Роскосмосом? - Технический проект перспективной пилотируемой транспортной системы первого этапа будет принят Роскосмосом в ближайшие месяцы после завершения экспертизы. - Известно, что на завершающей стадии выполнения технического проекта было существенно изменено исходное техническое задание и многие сомневались, что в этих условиях РКК "Энергия" сможет его выполнить? - В апреле 2012 г. Роскосмосом было утверждено дополнение к исходному техническому заданию на технический проект перспективной пилотируемой транспортной системы без изменения общего объема средств по контракту. Основной задачей перспективной пилотируемой транспортной системы стало обеспечение полетов к Луне при сохранении возможности транспортно-технического обслуживания околоземных орбитальных станций. В связи с этим в проект корабля были внесены следующие изменения: увеличен запас топлива для обеспечения возвращения от Луны; доработана теплозащита для обеспечения входа в атмосферу Земли со второй космической скоростью; внесены изменения в бортовой радиокомплекс для обеспечения связи корабля с Землей от Луны; увеличена продолжительность автономного полета, что потребовало доработки системы жизнеобеспечения. Дефицит массы при этих изменениях потребовал провести работы по облегчению и оптимизации всех элементов конструкции и бортовых систем. В результате значительно увеличился объем выполняемых опытно-констукторских и технологических работ по проекту. В этих сложных условиях удалось мобилизовать наш коллектив и выполнить все работы в полном объеме. Пользуясь случаем, выражаю благодарность коллективу РКК "Энергия" и нашей кооперации за понимание и самоотверженный труд. - Таким образом, после внесенных изменений новый корабль будет способен путешествовать к Луне, Марсу, астероидам? - После корректировки технического задания основной задачей перспективной пилотируемой транспортной системы первого этапа стало обеспечение полета к Луне. Участие перспективного корабля в марсианских экспедициях и полетах к астероидам может заключаться в обслуживании межпланетных комплексов. - Намного ли новые требования Роскосмоса затормозили разработку нового корабля? - Сдача технического проекта была перенесена заказчиком всего на шесть месяцев – с декабря 2012 г. на июнь 2013 г. - В чем существенное отличие нового проекта корабля от того же "Союза"? - Основные отличия от "Союзов": многоразовое использование возвращаемого аппарата, которое обеспечивается в результате применения заменяемого теплозащитного покрытия и технологией посадки; увеличение численности экипажа до четырех человек с возможностью возвращения с околоземной орбитальной станции до шести человек за счет снижения массы полезного груза; возможность доставки на орбитальную станцию до 500 кг груза помимо экипажа и возвращения этого груза на Землю. Кроме того, в новом корабле будет реализована повышенная точность посадки; использован комплекс бортовых систем на основе современного цифрового оборудования; расширены возможности бортового радиокомплекса в части связи через спутники-ретрансляторы; создан двухступенчатый ракетный блок аварийного спасения, обеспечивающий спасение возвращаемого аппарата с экипажем на всем участке выведения. - Когда состоится запуск корабля в беспилотном и пилотируемом вариантах? - При условии стабильного финансирования запуск перспективного корабля в беспилотном варианте может состояться в 2018 г., а в пилотируемом – после завершения цикла беспилотных испытаний, включающего не менее трех полетов. - Обязательно ли будет использоваться для запуска космодром Восточный или возможно проведение испытаний корабля и проведение его последующих запусков и с Байконура? - В соответствии с дополнением к техническому заданию, в целях ускорения выхода перспективной пилотируемой транспортной системы на этап летных испытаний требовалось проработать возможность проведение испытательных запусков перспективного корабля с космодрома Байконур, при этом допускается использование космического ракетного комплекса "Зенит-М". - Начались ли работы по созданию отдельных узлов, систем, обшивки, систем управления корабля в "железе"? - В рамках технического проекта были изготовлены действующие макеты ряда приборов и агрегатов бортовых систем, в том числе: модулей центральной вычислительной машины; блоков отображения информации (дисплеев) пульта космонавтов; волоконно-оптического гироскопа; приборов телеметрической системы; парашютной системы; аппаратуры регулирования и контроля системы электроснабжения; кресла космонавтов и многое другое. Были изготовлены и испытаны в аэродинамических трубах 17 моделей возвращаемого аппарата и отделяемого головного блока, проведены 250 испытаний образцов теплозащитных материалов и пр. - Когда может начаться финансирование производства корабля? - Необходимая документация для определения сроков и объёмов финансирования была предоставлена в начале февраля 2013 года в рамках технического проекта. Финансирование создания и производства перспективного корабля определяется Роскосмосом после рассмотрения представленных материалов. Мы ожидаем этого в 2014 году. - О какой сумме может идти речь? - Оценка стоимости дальнейших работ по созданию перспективного корабля представлена в техническом проекте, включая производство макетных изделий и штатного корабля. По предварительным расчётам затраты на производство без стоимости изготовления штатного корабля могут составить до 50% от стоимости всего проекта. - После неудачи 2010 года было приостановлено использование разгонного блока ДМ-03. Когда может возобновиться использование этого разгонного блока? Какую полезную нагрузку он будет выводить на орбиту? - Ближайший запуск разгонного блока этой модификации намечен на 28 июня 2013 года. Он будет выводить на орбиту блок космических аппаратов системы ГЛОНАСС. Кроме того, в настоящее время по заказу Роскосмоса изготавливается разгонный блок для запуска космического аппарата "Экспресс-АМ8". Ожидается получение заказа на изготовление ещё одного такого "разгонника" для запуска аппаратов системы ГЛОНАСС. - Будет ли РКК "Энергия" создавать универсальный разгонный блок на основе ДМ-SL, ДМ-SLB и ДМ-03? - В настоящее время в РКК "Энергия" проводит работы по унификации модификаций "разгонника", используемого в морском и наземном комплексах (В проектах "Морской старт" и "Наземный старт" применяется ракета-носитель "Зенит" – ИФ-АВН). Предполагается, что разгонный блок ДМ-SLБ станет универсальным для использования в составе с ракетами носителями среднего класса. Разгонный блок ДМ-03 должен стать универсальным для ракет-носителей тяжелого класса (типа "Протон", "Энергия", "Ангара" и др.), а также носителя, разрабатываемого в рамках опытно-конструкторских работ "Амур" для космодрома Восточный. Таким образом, предполагается, что в будущем останутся только две модификации разгонного блока типа ДМ для ракет-носителей среднего и тяжёлого классов. - Как идет создание на предприятии спутников ДЗЗ для Египта и связи для Анголы? - Работы ведутся в соответствии с графиками, с учётом поступающих финансовых средств от заказчиков. Мы идём в рамках прогнозируемых сроков.
|