Военные строители поместят подлодку 633 проекта в крымскую подземную гавань | ||
25.07.2021 6:00:00 | ||
*** Идёт масштабная реконструкция музея фортификационных сооружений в бухте Балаклава
Москва. 25 июля. ИНТЕРФАКС - Специалисты Военно-строительного комплекса российского военного ведомства начали вторую очередь масштабной реконструкции музея фортификационных сооружений с подземной гаванью для подводных лодок в бухте Балаклава (Севастополь, Крым), сообщает в воскресенье министерство обороны РФ. "Начата реконструкция сухого дока, в котором после завершения работ будет размещена подводная лодка 633 проекта, предоставленная Военно-морским флотом (ВМФ) России. Именно для укрытия и обслуживания таких субмарин и создавался в середине прошлого столетия "Объект 825"", - сказано в сообщении. Сухой док представляет собой железобетонный бассейн длинной в 100 метров, отделенный от акватории морского канала малым батопортом. Объём его подводной части превышает восемь тысяч кубических метров, говорится в пресс-релизе. "Сейчас идёт сплошная очистка и обработка дока, простоявшего в морской воде более 50 лет, военные специалисты укрепляют стены камеры, оборудуют новые фундаменты и крепления для установки субмарины", - сказано в сообщении. Ранее, к 9 мая текущего года, силами Минобороны России был завершен первый этап восстановления исторического музейного комплекса. Военные строители воссоздали и реконструировали все основные кластеры, разработали новую концепцию функционирования фондов, создали его объёмную карту. Раннее они состояли лишь из настенных баннеров, стендов и витрин с экспонатами. "Атмосфера аутентичного противоатомного подземного убежища 20-го столетия дополнена современными мультимедийными технологиями, световыми, звуковыми и декорационными решениями, а также - оригинальными инсталляциями с использованием подлинных экспонатов и артефактов", - говорится в сообщении. Засекреченная подземная база ВМФ флота создавалась в середине прошлого столетия для обслуживания подводных лодок и могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в 100 кт, что в пять раз превышает силу удара по Хиросиме. В конце 40-х годов XX столетия в СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, была принята "Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия". В ней предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота. На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых советское правительство выделило 322 млн рублей. Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли. Согласно проекту, в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов. В том числе, объект 825 ГТС "гидротехническое сооружение" - укрытие для подводных лодок и экипажей 613-го и 633-го проектов, специальный цех судоремонтного завода с сухим доком, минно-торпедная часть для приготовления и проверки торпед, топливное хранилище на 9 500 тонн. В 1958 году проект был доработан и дополнен новой подземной ремонтно-технической базой - арсеналом для хранения и подготовки ядерных боеприпасов. Работы по созданию подземного комплекса велись круглосуточно - в три смены. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док. В 1961 году в доке стояла первая подлодка. В канале (длина 602 метра) засекреченного объекта могло разместиться семь подлодок. Заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно. Последняя российская подлодка покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Балаклавская бухта Чёрного моря идеальна для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина 200-400 метров, глубина 17 метров. Природный ландшафт способствует отсутствию в ней штормов. Это отличное условие для швартовки. Благодаря уникальной извилистости, бухта абсолютно незаметна со стороны открытого моря. 1сб аг
|
||